На днях была анонсирована трехстороння встреча по газовым переговорам между Евросоюзом, Украиной и РФ. Что ожидать от переговоров, ГолосUA поинтересовался у сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича.
— Дмитрий, что можно ожидать от предстоящей встречи для Украины?
— От трехсторонней встречи по газовым переговорам не стоит ожидать ничего существенного. Потому что стороны на сегодняшний день не могут или не хотят достигнуть определенных договоренностей.
— Почему стороны не могут достигнуть договоренностей?
— Причина непонятна, но факт остается фактом, потому что они не хотят искать некие точки соприкосновения в вопросе будущего транзитного контракта, по субъективным и объективным причинам.
— Когда сможет состояться встреча?
— Дата пока не определена, она может состояться и 16-го, и 19-го сентября. Но от этого мероприятия не стоит ожидать никаких особых прорывов и взвешенных решений.
— Что же ожидать от встречи?
— Возможно, там прозвучат какие-то предложения с украинской стороны, потому что риски и предложения там очевидны.
Но, я не думаю, что со стороны РФ может прозвучать что-то новое.
— Что изменит участие России в этой встрече?
— Контракт по газу должен быть подписан тремя сторонами – Украиной, Евросоюзом и Россией. Если там не будет России, то в этой встречи не будет совершенно никакого смысла, потому что в этом случае результат будет нулевым.
Поэтому встреча, которая может предполагать продуктивность, должна быть с участием российской стороны.
— Ранее сообщалось, что вслед за возможным понижением цены на газ для Украины можно будет рассчитывать на снижение цен на коммунальные тарифы, насколько это реально?
— В настоящее время есть принципиальные разногласия между сторонами, которые могут быть преодолены. Я не совсем понимаю, как это может получиться.
В этой ситуации одним из ключевых моментов является то, что Россия настаивает на урегулировании с арбитражем, и чтобы Украина отказалась от всех своих требований, в то время, как Киев не готов принципиально решать этот вопрос.
— Скажите, а при новой власти что-то изменилось?
— Нет, я не слышал об этом – все осталось, как при пришлой. Газовая проблема не решена и не факт, что она будет решена в ближайшее время. Это ключевая проблема, которая пока не решена и она остается.
— Возникает законный вопрос – а зачем тогда нужна будет вообще эта встреча?
— До этого было достаточно встреч, которые ничем не завершились. Надеюсь, что в этот раз стороны обменяются мнениями, возможно, прозвучит что-то новое, а возможно не прозвучит.
— А что в отношении Евросоюза, какие требования он может выдвинуть?
— Европа хочет, чтобы Киев и Москва пришли к компромиссу в вопросе газа, потому что прекращение транзита газа с 1-го января чревато многими рисками. Поэтому Европа подталкивает Москву к договоренности, но пока для этого нет почвы, когда она появится – мы с радостью это увидим и будем приветствовать.
— То есть никаких позитивных решений от этой встречи ожидать не стоит?
— В сентябре точно, разве что небо упадет на Землю, и Киев с Москвой договорятся, но я не представляю как, потому что нет точек соприкосновения и не о чем говорить, так как есть большие разногласия, которые не могут быть преодолены.
Евросоюз в этой ситуации может только подталкивать к принятию решений и заявлять о своей обеспокоенности – на этом их инструментарий ограничен.
По материалам: Голос