Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), которым увольнение украинских экс-чиновников по закону «Об очищении власти» было признано нарушающим их права, вступило в законную силу. При этом Конституционный суд перенес рассмотрение закона о люстрации. Что это означает для Украины и будут ли «посадки», ГолосUA расспросил у политолога Вадима Карасева.
— Вадим, глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что закон о люстрации не выполнил свою основную функцию. Так ли это?
— Этот закон глупый и вредный для нашей страны, поэтому не удивительно, что он не выполнил основную свою функцию.
— По словам власти, финальную точку в законе о люстрации должен поставить Конституционный суд. Какое решение он примет?
— Европейский суд по правам человека уже фактически поставил точку. Конституционный суд может отменить этот закон.
— Тогда у нас не будет «посадок», ведь пришла весна, и власть обещала наказать виновных…
— Люстрация — это посадки за политическую деятельность. Слово «посадки» — это политический язык. Это пиарный словарь. Нам нужен правовой язык для политической целесообразности. Народные депутаты не несут уголовной или административной ответственности за законы, которые принимают. Ведь она коллективная. Многие из тех, кто устроил люстрацию, включая инициаторов этого закона, уже не нардепы. Наказание в итоге понесет государство.
«Посадки» — это самоцель? Люди разве глупые, чтобы верить обещаниям? Это должно быть доказуемо. Необходимо собрать факты. Это же не пиар-акция. Если это серьезное государственное дело, борьба с коррупцией, борьба с беззаконием, с преступлением, то все должно быть по закону. Нам нужно отомстить экс-президентам Януковичу и Порошенко или нам нужна справедливость и правосудие? Их обеспечивают благодаря законодательной базе и судебной процедуре. Поэтому одно дело пообещать «посадки», не зная подтекст политико-криминальных компаний, и совсем другое дело, когда прокурор не находит серьезных доказательств. За что сажать экс-президента Порошенко? За Минские соглашения? Так он их не подписывал. За Свинарчуков? Так пока не нашли необходимое количество доказательств. Поэтому не случайно генпрокурор Рябошапка заявил, что правоохранители попытаются посадить чиновников, которые работали с Януковичем. Можно тогда взять и посадить любого. Мы же не в Китае живем, где диктатура. Поэтому политикам и народу нужно успокоиться и не требовать посадок любой ценой. Обещал, так обещал. Делайте выводы и больше не голосуйте или не покупайтесь на сладкие обещания.
— Однако глава «Слуги народа» Александр Корниенко заявил, что этой весной правоохранители должны утроить «посадки»…
— А что ему еще заявлять. Он разве прокурор или следователь? Он говорит, как политик. «Слуге народа» нужно же как-то оправдаться перед избирателями. Пусть теперь попробуют устроить посадки. Преступников нужно еще найти. Все, что у них есть — слабая доказательная база.
— По словам Корниенко, именно правоохранители тормозят процесс. Так ли это?
— Все шишки сваливают на правоохранителей, которые, в свою очередь, все сваливают на судей. Мол, именно служители Фемиды виноваты. Мы дела передаем в суд, а они там разваливаются. Может, это происходит изначально из-за неправильной методологии? Нужно не хайповать по посадкам, а нужно, чтобы правоохранительная система работала в нормальном штатном режиме. То есть без политиканства и всякого пиара. Политикам нужно перестать пиариться на «посадках». Претензии можно предъявлять и к Корниенко. Например, почему не снижается коррупция? Также, почему все, кто находятся у власти, хотят посадить тех, кто не у власти? Может, нужно, наоборот, сначала пересадить всех, кто у власти не выполнил свои обещания?
— Кто из чиновников может попасть под «посадки»?
— Все это пустой треп. Привлечь к ответственности того же Свинарчука нереально. Здесь больше политики. Хорошие адвокаты докажут, что в деле Свинарчука доказательств нет. В отношении экс-нардепа Максима Микитася, которого обвиняют в расхищении средств компании «Укрбуд», тоже больше политики, чем доказательств. Поскольку Микитась работал с Порошенко. Нельзя политизировать работу правоохранительных органов. Это убивает правосудие и не дает возможность нормально работать силовикам. Потому что они тогда ориентируются не на закон, а на политическую целесообразность. Не стоит забывать, что закон и право превыше всего, а не политическая целесообразность.
По материалам: Голос