В целях борьбы с коронавирусом и болезнью CODIV-19, стремительно распространяющимися по всему миру, Кабинет министров Украины принял решение ввести с 12 марта карантин по всей стране. 17 марта столичные власти приняли решение о прекращении работы метро до 3 апреля, что спровоцировало транспортный коллапс и показало неспособность столичных властей обеспечить граждан безопасным проездом. Корреспондент ГолосUA пообщался с главой Национальной медицинской палаты Украины (НМПУ) Сергеем Кравченко о сложившейся ситуации в столице в условиях объявленного карантина.
— 18 марта на внеочередном заседании Киевской областной государственной администрации приняли решение о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Киевской области. Имеются ли для этого объективные обстоятельства?
— У нас есть кодекс законов о гражданской защите – «Кодекс гражданской защиты». Также есть Закон о правовом регулировании чрезвычайной ситуации.
Что такое чрезвычайная ситуация? Она бывает либо локального, либо национального масштабов.
Если определенная административно-территориальная единица не может самостоятельно справиться с помощью своих сил и средств с тем или иным происшествием, это можно считать основанием для введения чрезвычайной ситуации и привлечения помощи других территориально-административных единиц либо подразделений центрального подчинения.
Могут ли в сложившейся ситуации все области страны достоверно проводить диагностику коронавируса и подтверждать заболевание на Covid-19? Конечно же, нет. Потому что наши регионы вынуждены в случае подозрения заболевания на Covid-19 отправлять заборы анализов в центральную лабораторию Центра общественного здравоохранения МЗ Украины.
Следовательно, налицо есть все основания для введения режима чрезвычайной ситуации во всех регионах страны. Решение ОГА Киевской области соответствует букве закона и здравому смыслу.
— А как обстоит ситуация с другими областями?
— Все области Украины завязаны на центральную лабораторию Центра общественного здоровья в Киеве. Но в ближайшее время семь областей могут получить возможность проводить такую же диагностику.
Как мы знаем, тест для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР), позволяет диагностировать Covid-19 с вероятностью в 99,99%, тогда как экспресс-тест основанный на методике иммуно-ферментного анализа не является на 100% достоверным и его показания не является основанием для постановки диагноза. В данный момент в распоряжении вирусологических лабораторий, способных производить ПЦР-анализ, недостаточно тест-систем для покрытия потребности всей страны. Более того, имеется серьезнейший дефицит.
После приостановки работы метро с 18 марта было сложно добраться на работу. Транспорт был переполнен пассажирами, и никто не следил за нормами, которые накануне озвучил первый заместитель мэра города Николай Паворозник. Выходит, что на словах КГГА желает обезопасить граждан, а выходит, что она наоборот создает условия для распространения заболеваемости…
— Транспортная инфраструктура относится к зоне риска из-за большого объема пассажиропотока и тесного контакта между гражданами. Поэтому, в таких условиях действительно возрастают риски распространения заболеваемости. Потому власти и внедряют соответствующие решения по ограничению количества пассажиров в транспорте.
— Но при этом следует отметить два сопряженных с данным вопросом аспекта.
Во-первых, речь идет о социальной ответственности бизнеса, поскольку кроме коммунального транспорта имеются и частные перевозчики, а во-вторых, вопрос финансово-экономической ответственности как местной, так и центральной власти. Ведь кто-то же должен восполнить частным перевозчикам финансовые потери из-за введения ограничительных мер вовремя карантина? Следовательно, центральные власти должны сформировать резервно-стабилизирующий фонд для поддержки транспортной инфраструктуры. А также проконтролировать, чтобы после того как эти деньги будут выделены, они не ушли исключительно на потребности в МАУ.
В принципе, данный механизм уже существует, а значит нужно найти возможность изыскать средства и сформировать соответствующий стабилизационный фонд.
— Кстати, Министерство внутренних дел обещало проконтролировать, чтобы в автобусы, троллейбусы, маршрутные такси было допущено строго определенное количество пассажиров.
— В Киеве всего 30 тысяч полицейских и «выдающийся» министр внутренних дел, поэтому в этом нет ничего удивительного. Но если же полиция не справляется с данной задачей, то Киевская городская государственная администрация вполне могла бы задействовать муниципальную стражу на конечных станциях маршрутов и основных транспортных узлах.
— Ранее замглавы КГГА Александр Густелев сообщил, что в целях борьбы с коронавирусом проводится усиленная дезинфекция общественного транспорта. Насколько такие меры эффективны?
— Безусловно, нужно проводить деконтоминацию в связи с тем, что ежедневно через общественный транспорт проходит большой поток пассажиров. Кроме того, мы знаем, что коронавирус передается не только воздушно-капельным, воздушно-пылевым, но и контактно-бытовым путем. Также инфекция может оседать на перилах, ручках, кнопках на непродолжительный период времени.
Более того, дезинфекцию общественного транспорта нужно проводить не только во время эпидемии и карантина. Это должно происходить каждый день. Сейчас же нужно более тщательно подойти к этому вопросу и контролировать его.
По материалам: Голос