В украинском законодательстве начали появляться инициативы, которые направлены на урегулирование домашнего труда вплоть до его налогообложения. Часто законодатели путают классическую работу по дому и работу прислуги. На сегодня в Украине исключительно домашней работой с пребыванием на содержании заняты миллионы людей. Рано или поздно государство может рассмотреть и их как источник получения налогов.

«Домашние работники и домашний труд – разные вещи»

В конце сентября в Верховной Раде появился законопроект № 4174 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно равных возможностей в сфере труда». Его подали семь депутатов из депутатской группы «За будущее». Название законопроекта довольно расплывчатое. На самом деле предлагаемые нормы касаются работников, выполняющих домашний труд.

«На сегодня рынок труда в Украине имеет целый ряд теневых явлений, а отдельные группы работников не имеют надлежащих законодательных гарантий и находятся в неблагоприятных условиях. Среди таких категорий участников трудовых отношений, по нашему мнению, следует выделить работников с семейными обязанностями и лиц, выполняющих домашнюю работу. Особенно стоит обратить внимание и на то, как трудовое законодательство регулирует труд женщин, а также какую долю среди работников с семейными обязанностями и лиц, выполняющих домашнюю работу, составляют женщины», – объяснили свою законодательную инициативу депутаты.

Также они посчитали, что в украинском законодательстве не определено понятие «неоплачиваемого труда по досмотру» как вида деятельности, которая непропорционально возложена на женщин.

«Данный вид деятельности не учитывается на государственном уровне в процессах бюджетирования… Относительно трудовой деятельности лиц, выполняющих домашний труд, трудовое законодательство четко не регулирует труд указанной категории лиц и их отношения с работодателем. Как показывает практика, работодатели, которые нанимают в свою семью работников, не заинтересованы в легализации их работы. Это приводит к тому, что лица, которые выполняют домашнюю работу, находятся в неформальном секторе и не имеют доступа к социальной защите», – сказано в пояснительной записке к законопроекту № 4174.

Данный документ и нормы, содержащиеся в нем, привели в замешательство экспертную среду. С одной стороны, законопроект хочет урегулировать проблемы с наемной домашней прислугой. С другой стороны, говорит о том, что домашний труд не взят на государственный учет. С третьей стороны, законопроект хочет улучшить гендерное равенство, но в обязанностях по домашней работе видит только женщин.

«Они, по-моему, не совсем разобрались, что такое домашний работник, – говорит ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко. – Потому что домашние работники и вид деятельности “домашние работники” – это наемная прислуга, которая работает в частных домохозяйствах. Причем это не те, кто раз в полгода пришел помыть окна, а может даже жить в доме. Частное домохозяйство, как работодатель, должно им платить зарплату и должно платить за них ЕСВ. Они, наверное, подумали, что домашние работники – это то же, что и люди с семейными обязанностями. Если ты дома варишь у себя борщ, то ты уже домашний работник. Домашние работники и домашний труд – это разные вещи».

Законопроект № 4174 содержит и ряд опасных норм. Например, он вносит изменение в статью 176 Кодекса законов о труде, по которому беременные женщины и женщины с детьми возрастом до трех лет при письменном согласии могут выходить работать в ночную смену, работать сверхурочно и в выходные дни, направляться в командировки.

«Идея вызвала как минимум удивление, – говорит кандидат юридических наук, доцент, эксперт по трудовому праву Светлана Кожушко. – Законопроект № 4174 – это не новая концепция, а внесение изменений в законодательные акты очень неоднозначного характера. Например, положения законопроекта, которые касаются и статьи 7 Кодекса законов о труде, и статьи 176-й, где закреплен прямой запрет работы в ночное время для особо незащищенных категорий работников – беременных женщин и женщин, которые имеют детей до 3-х лет, и перекладывание ответственности на этих работников. Авторы законодательной инициативы говорят, что эта категория работников и иные лица, которые выполняют домашнюю работу, сами могут за себя платить единый социальный взнос (ЕСВ). Это нонсенс и полное отсутствие понимания, кто платит ЕСВ, каким образом он формируется и как происходят отчисления в бюджет, а также пополнение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования».

По теме:  Каменских презентовала музыкальный скетч о карантине (ВИДЕО)

Еще одной опасной правкой является то, что по задумке законодателей добровольная оплата ЕСВ касается лиц, выполняющих домашний труд. Если это прислуга, то за нее ЕСВ должен платить работодатель, а если это личный труд по дому, то говорить в данном случае о работодателе не приходится.

«Они предлагают исключить из плательщиков единого взноса тех, кто нанимает прислугу, – говорит Лидия Ткаченко. – Они хотят освободить работодателей наемной прислуги от уплаты ЕСВ. Это ненормально. Если приличный работодатель, и он не скрывает этого работника, прислугу, платит за него официальную зарплату и ЕСВ, это же прекрасно, а они хотят их перевести на добровольную уплату добровольного взноса. Какой в этом смысл».

При этом законодатель говорит, что хочет привести национальное законодательство в соответствие с Конвенцией Международной организации труда № 189 о достойной работе домашних работников.

«Есть реальная Конвенция МОТ № 189, которая была принята 2011 году, и ссылаться на нее в полной мере в этом вопросе нельзя, – рассказывает Светлана Кожушко. – Принятие этой конвенции было вызвано тем, что международное сообщество в лице МОТ, было обеспокоено бесконтрольным и принудительным использованием низкооплачиваемого домашнего труда. В первую очередь, это касалось работы мигрантов. А у нас нет мигрантов, которые занимаются домашним трудом по обслуживанию семей. Трудовым законодательством Украины полностью регулируются вопросы трудоустройства всех категории работников. Нужно всего лишь открыть классификатор профессий и посмотреть перечень, например, «код КП 5131 – гувернер». При официальном трудоустройстве работников обязательное условие – трудовой договор (в устной или письменной форме), в котором должны быть указаны четыре существенных условия, в нашем случае, акцент на место работы и функциональных обязанностях (трудовой функции). Следует не забывать, что прежде, чем допустить работника к работе, работодатель обязан об этом уведомить фискальные органы в четко определенные сроки. Работодатель должен выплачивать заработную плату дважды в месяц и платить ЕСВ. Законопроект № 4174 вызывает много вопросов».

«Усилит напряжение в обществе»

Намерения законодательно урегулировать домашний труд встречались и раньше. Например, в скандальном проекте закона «О труде», который год назад был разработан в правительстве Алексея Гончарука, вводился отдельный вид договора с домашним работником, и этому была посвящена целая статья. Такой договор, по мнению инициаторов законопроекта, должен был заключаться «при использовании домашней работы, то есть работы, выполняемой с целью обслуживания домашнего хозяйства (семьи)». Там говорилось о возможности предоставления такому работнику платно или бесплатно жилья. Работодателем в таком случае выступал один из членов домашнего хозяйства как физлицо. Домашним трудом предлагалось не считать работу по обслуживанию домашнего хозяйства, продолжительность которой составляла менее 80 часов в месяц, фактически 10 рабочих дней. Сам домашний работник определялся как физическое лицо, которое занимается домашней работой в рамках трудовых отношений с работодателем.

По теме:  В «Слуге народа» нашли кандидата на пост главы партии

Когда же появился законопроект № 4174, его из-за нечеткой терминологии могли истрактовать как попытку обязать обыкновенных домохозяек/домохозяинов платить ЕСВ, пополнять кризисную пенсионную систему и рассчитывать на более высокую пенсию в старости, правда, непонятно, кто тогда мог бы выступать работодателем. Разве что один из членов домохозяйства. Но это все равно выглядит лишенным смысла.

«Кодекс законов о труде – это отношения между работниками и работодателями, больше туда никто не попадает. Другим там делать нечего, потому что там нет отношений найма», – говорит Лидия Ткаченко.

«Современное трудовое право не регулирует трудовые отношения, которые происходят по дому, – говорит Светлана Кожушко. – Кто чем занимается, гладит, ходит в магазин или же занимается другой домашней работой, которой достаточно много, не входит в сферу общественных правоотношений. Эти отношения носят договорной характер, но более присущи семейным отношениям, и то не факт. Те, кто работает по дому, сознательно выбирают свой путь. Обе стороны не находятся в трудовых отношениях. К тому же, граждане могут самостоятельно, не находясь в трудовых отношениях, купить себе недостающий страховой стаж или платить деньги в Пенсионный фонд, чтобы в дальнейшем, если повезет, получать пенсионное обеспечение».

Согласно данным Госстата, на январь-июнь 2020 года в Украине было 14,3 миллиона человек возрастом 15 лет и старше, которые не входят в состав рабочей силы. Среди них 2,265 миллионов – люди, которые выполняют домашние (семейные) обязанности и пребывают на содержании. Характерно, что за три весенних карантинных месяца это количество выросло на 175,6 тысяч человек. Из общего количества людей занятых исключительно домашним трудом 1,9 миллиона – женщины, 367,3 тысячи – мужчины. Так или иначе, но 2,3 миллиона домохозяек и домохозяинов – довольно большое число.

Сейчас, не работая, они имеют право на социальную помощь. Ее назначают на 5 лет позже от обычного пенсионного возраста на уровне прожиточного минимума. Чтобы рассчитывать на пенсию, они могут заключить договор с налоговой службой и платить минимальный взнос, но больше чем на минимальную пенсию все равно рассчитывать не смогут.

«Можно заключить этот договор на добровольное участие в обязательном страховании, платить этот минимальный взнос, это где-то порядка 1500 гривен в месяц со следующего года и тогда можно будет выйти на пенсию в 60 лет, если там хватит стажа, и получать минимальную пенсию», – рассказывает Лидия Ткаченко.

Эксперт говорит, что вряд ли государство сможет облагать налогом деятельность тех, кто исключительно занят домашней работой в своей семье.

«Эта проблема часто поднимается, что домашний труд – это тоже труд. Но есть основа всей макроэкономики – система национальных счетов. Есть разделения на экономические виды деятельности, то есть то, что делается за оплату или с целью получения дохода, то, что входит в занятость – либо бизнес, либо вы работаете по найму, помогаете в каком-то семейном бизнесе. А есть домашний труд, услуги, которые предоставляются для своего личного домохозяйства. То, что люди делают для своего личного домохозяйства или для родственников. Это не входит ни в ВВП, ни в показатели доходов. Это не считается экономической деятельностью. Если это не связано с рынком, это не считается занятостью вообще. Государство — это не может учитывать и контролировать. Это все в рамках домохозяйства», – говорит Лидия Ткаченко.

По теме:  Кабмин утвердил стратегию развития спорта в Украине

«Каким образом можно будет доказать, что работник выполнял именно “домашнюю работу”, регламентируемую трудовым договором. Кто и каким образом будет контролировать ситуацию, если будет официально внедрение этого всего в правовое поле Украины? Работодатели сейчас уходят от того, чтобы официально заключать трудовой договор с работниками во всех сферах, не говоря уже об отчислениях ЕСВ. Поэтому порядок заключения такого рода трудовых договоров, их регистрация и выполнений условий никто контролировать не сможет», – считает Светлана Кожушко.

Если даже государство когда-нибудь разработает механизм, по которому обяжет людей, выполняющих домашние обязанности и пребывающих на содержании, платить налоги, фактически приравняв их к нанятой домашней прислуге, то это будет вмешательством в личную жизнь.

«Суть этой инициативы в усилении контроля государства над гражданами, а также в улучшении каких-то показателей ВВП, – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Улучшения показателей ВВП нужны для того, чтобы нас и дальше кредитовали, а мы и дальше содержали прибыль для иностранных финансовых структур. Это как объяснение, что Украина растет, может обслуживать долги. С другой стороны, могут обязать граждан отчитываться за домашний труд. Это вмешательство фактически в личную жизнь граждан. Государство как бы говорит, что граждане являются его рабами, поэтому должны отчитываться о любом своем труде и очевидно платить какие-то налоги. Такая позиция противоречит не только здравому смыслу, но и экономическим законам, потому что труд в пользу работодателя и труд в пользу себя – это несколько разный труд. Можно ли считать труд в пользу себя вообще трудом? Тогда нужно облагать, что человек утром сам себе варит кофе, а не покупает его в близлежащей кофейне. Идиотизм этого зашкаливает».

Кризис в экономике и пенсионной системе также может подстегивать законодателя ввести обязательный налог для домохозяек, чтобы привлечь в систему больше поступлений по единому социальному взносу. Это будет вполне реально в либертарианском курсе, который царит сейчас. А желание урегулировать работу прислуги говорит об усилении расслоения общества по доходам, когда одни могут позволить себе содержать слуг, а другие – только служить и обслуживать.

«ЕСВ в данном случае никто не платит, поскольку это индивидуальный труд, люди не регистрируются частными предпринимателями, – говорит Всеволод Степанюк. – Опять же входит и в противоречие с Конституцией, где человек имеет право на труд, и это право как-то ограничивать – будет противоречить этой статье. А если будут контролировать, то уже сам факт контроля будет ограничением. Это бред, который в условиях Украины приведет только к усилению конфликтности в обществе. Теперь, грубо говоря, теща будет требовать какие-то преференции за то, что она посидит с ребенком. Может, не каждая теща, но если будут какие-то обострения, то будут вспоминать: вот я вам наработала определенную сумму, отдайте мне ее. Это внесет дополнительное напряжение в общество, которое и так уже трещит по швам. Это ни к чему не приведет. Это дурная затея. Главное – это попытка контролировать каждый вздох и каждый чих жителя Украины».

Реален ли в Украине налог на домашний труд?

По материалам: Голос