Отделение ГТС от Нафтогаза: законопроект прошел первое чтение Рады

18.10.2019 18:25

Укринформ

Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа".

За этот законопроект, зарегистрированный под №2239-1 проголосовали 286 депутатов, сообщает корреспондент Укринформа.

Законопроект разработан с целью обеспечения выполнения обязательств Украины относительно отделения деятельности по транспортировке природного газа, электрической энергии и обеспечения деятельности оператора газотранспортной системы (ГТС), оператора системы передачи по Протоколу о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества, и с учетом соответствующих положений соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.

Законопроект предлагает внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью обеспечения реализации требования отделения и независимости оператора ГТС по модели ISO в соответствии с Законом Украины "О рынке природного газа", а также требований об отделении и независимости оператора системы передачи электроэнергии, согласно Закону Украины "О рынке электрической энергии" и Третьего энергетического пакета ЕС.

Читайте также: ГТС останется в госсобственности — депутат "Слуги народа" после встречи с Гончаруком

В частности, в Хозяйственный кодекс Украины вносятся следующие изменения:

— устранение опосредованного контроля над оператором ГТС или оператором системы передачи электроэнергии со стороны правительства путем исключения требования относительно утверждения финансового плана этих операторов;

По теме:  Национальная инвентаризация лесов предоставит информацию о запасах древесины

— предоставление Кабинету министров или соответствующему уполномоченному субъекту управления имуществом возможности передать объекты государственной собственности (ГТС) или системы передачи в хозяйственное ведение оператору ГТС или оператору системы передачи электроэнергии;

— определение объема прав и обязанностей по модели ISO владельца имущества, переданного оператору ГТС на праве хозяйственного ведения, в части, касающейся его контроля, использования и сохранения согласно требованиям Закона Украины "О рынке природного газа";

— предоставление возможности новому оператору ГТС или оператору системы передачи электроэнергии использовать государственное имущество на основании права хозяйственного ведения независимо от дальнейших изменений его структуры управления, в том числе, в связи с привлечением иностранного партнера.

Читайте также: Украинская ГТС не может и не будет приватизированной — Гройсман

В Земельный кодекс Украины вносятся изменения, предусматривающие возможность предоставления на праве постоянного пользования земельных участков новому оператору ГТС; обеспечивают одновременный переход прав на объекты ГТС (на праве хозяйственного ведения) к новому оператору ГТС и прекращение права АО "Укртрансгаз" на постоянное пользование участками под такими объектами.

В Закон Украины "О трубопроводном транспорте" вносятся изменения с целью устранения терминологической несогласованности для возможности отчуждения основных фондов АО "Укртрансгаз", которые не являются объектами государственной собственности, но будут использоваться в процессе осуществления деятельности по транспортировке природного газа.

По теме:  Нацбанк ожидает, что на конец года резервы превысят $27 миллиардов

В Закон Украины "Об управлении объектами государственной собственности" вносятся изменения с целью обеспечения объема прав оператора ГТС, который требуется при сертификации выбранной модели ISO, для целей успешной сертификации.

Изменения в Закон Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" вносятся для установления срока, в течение которого новый оператор должен получить соответствующие лицензии (например, прохождение процедуры сертификации в случае оператора ГТС займёт до 6 месяцев). Изменение касается только случая передачи уполномоченным органом государственного имущества, поэтому не позволит частным лицензиатам злоупотреблять правом передавать имеющуюся лицензию другим юридическим лицам. Изменения позволят новому оператору ГТС на основании части шестой настоящей статьи предоставлять услуги по транспортировке природного газа и иметь статус лицензиата для прохождения собственной процедуры лицензирования. Аналогичные изменения вносятся в Закон Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности".

В Закон Украины "О Кабинете Министров Украины" — вносятся изменения с целью устранения проблемных вопросов для прохождения успешной сертификации о наличии полномочий Премьер-министра или Кабинета министров влиять на принятие решений министерствами в процессе управления корпоративными правами государства в операторе ГТС или операторе системы передачи электроэнергии и соответственно одновременно осуществлять опосредованный контроль над производителями / поставщиками электроэнергии или природного газа.

В Закон Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг" вносяться изменения с целью выполнения требований относительно обязанностей собственника ГТС по модели отделения ISO.

По теме:  Кабмин согласовал увольнение главы Укрзализныци Кравцова

Как сообщал Укринформ, с 1 января 2020 года деятельность по транспортировке газа будет отделена от структуры НАК "Нафтогаз Украины": Украина получит независимого оператора ГТС, который станет контрагентом в будущих транзитных контрактах.

По словам министра энергетики и защиты окружающей среды Алексея Оржеля, анбандлинг будет проходить по модели "ISO ((Independent System Operator) с переходом в OU (Ownership unbundling)". Таким образом правительство Алексея Гончарука устранило противоречие, которая существовала в позициях НАК "Нафтогаз Украины" и Кабмина Владимира Гройсмана и тормозила процесс анбандлинга.

Согласно модели ISO, активы ГТС до 1 января 2020 года должны остаться в собственности Нафтогаза, а управление этими активами с 1 ноября перейдет в сферу компетенции независимого оператора — ООО "Оператор ГТСУ" (ОГТСУ), которая в настоящее время является дочерней компанией АО "Укртрансгаз" . С 1 января ОГТСУ будет передан ОАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ; которое, в свою очередь, перейдет в корпоративное управление Минфина).

После анбандлинга (отделения) модель ISO с 1 января превратится в OU таким образом, что Нафтогаз потеряет право собственности на газотранспортную систему, а правомочным владельцем станет государство в лице Минфина.

Предполагается, что после получения активов газотранспортной системы "Магистральные газопроводы Украины" ( МГУ) в течение 15 лет будут выплачивать их стоимость Нафтогазу.

По материалам: Укринформ