Как выжить малому бизнесу во время карантина

Аналитика

07.04.2020 20:33

Укринформ

Эксперты и представители ФЛП считают предложенные действия «полуоблегчением». Нужны дальнейшие шаги…

Малый и средний бизнес может рассчитывать на новые программы помощи в условиях кризиса – в частности, на кредитную поддержку. Об их подготовке шла речь на совещании госчиновников и представителей банковского сектора под председательством Владимира Зеленского. Задача – сохранить этот сегмент предпринимательства, а также миллионы рабочих мест, которыми он обеспечивает соотечественников. Поэтому которой, прежде всего, в помощи нуждаются украинские предприниматели – в частности, ФЛП?

Как выжить малому бизнесу во время карантина
Совещание у Президента

Малый бизнес не без оснований считают наиболее чувствительным к потрясениям и катаклизмам сегментом экономики. И не только в Украине. Поэтому в условиях финансово-коронавирусной турбулентности одними из первых антикризисных шагов во многих государствах стали меры, направленные именно на обеспечение выживания мелкого предпринимательства. Ведь речь идет обычно о благосостоянии от сотен тысяч до десятков миллионов семей – не только самих бизнесменов и самозанятых лиц, но и их наемных работников.

К примеру, в США малому бизнесу предоставят $1,8 миллиарда по новой программе защиты оплаты труда. Речь о беспроцентных ссудах для покрытия расходов на зарплату. При этом, если на протяжении всего карантина рабочие места для персонала будут сохранены, заемные деньги можно не возвращать. В Швейцарии на программу беспроцентного кредитования бизнеса потратят 40 миллиардов франков (почти $41 миллиард). Подобные механизмы одна за другой вводят и другие развитые страны. Государства, не имеющие такого финансового ресурса, идут путем внедрения налоговых преференций и ослабления фискального давления.

Рядом таких мер может похвастаться и Украина. Цель – максимально возможное сокращение финансовых обязательств малого бизнеса перед государством и арендодателями, а также предотвращения штрафных санкций за невыполнение договоренностей с партнерами и банками-кредиторами. Насколько эффективны такие шаги? И как можно усилить поддержку малого бизнеса, если действие карантинных ограничений придется продолжать?

ФЛП на карантине: ЕСВ отменен, проверки ограничены, вопрос арендной платы не решен

Верховная Рада уже приняла два “антикоронавтрусных” закона, которыми, среди прочего, предусмотрены временные “послабления” для малого и среднего бизнеса – в частности, для ФЛП. Это – законопроекты №3220 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и других законов Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)” от 17 марта и №3275 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)” от 30 марта. Последним документом продлено действие ряда положений предыдущего и предусмотрены дополнительные шаги для поддержки бизнеса. Поэтому доработаны и обобщены такие преференции:

I. Новые возможности для “упрощенцев”.

1. В Украине наконец-то (впервые с 2014 года) увеличили лимиты для предпринимателей – в частности, ФЛП, работающих на упрощенной системе налогообложения:

  • для 1-й группы (“самозанятые” ФЛП, не привлекающие наемных работников) лимит годового дохода повысили с 300 тысяч до 1 миллиона гривень;
  • для 2-й группы (ФЛП, на которых работают не более 10 наемных работников) – с 1,5 до 5 миллионов;
  • для 3-й группы (юридические лица – небольшие субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы) – с 5 до 7 миллионов.
По теме:  В Украине резко вырос показатель смертности от COVID-19

Напомним, увеличить лимиты предлагалось принятым еще в январе законопроектом №1210 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве”. Однако, президент не подписал тот документ – из-за негативной реакции бизнес-среды на некоторые другие его положения. Теперь важные для поддержки предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения (и не только в условиях карантина), решение разблокировано.

2. Также на три месяца (до 19 июля) отсрочили обязательное введение регистраторов расчетных операций (РРО) для всех категорий "упрощенцев".

II. Отмена Единого социального взноса

С 1 марта до 30 апреля физических лиц-предпринимателей освобождают от уплаты ЕСВ. Бизнесу, который заранее оплатил этот взнос за март и апрель, эти средства автоматически засчитают как оплату за последующие периоды. Более того, при желании можно даже вернуть деньги (по процедуре, предусмотренной приказом Министерства финансов №6 от 16.01.2016 г. С соответствующим заявлением обращайтесь в налоговую. Если ФЛП не имеет налоговой задолженности, деньги ему обязаны вернуть.

Но предприниматели видят в ЕСВ-нововведении и “ложку дегтя”. Дело в том, что взнос за март и апрель “физические лица-предприниматели, работающие на всех системах налогообложения, самозанятые лица и члены фермерских хозяйств” не платят только за себя лично. Их наемных работников эта норма не касается. Соответственно, владелец малого предприятия с пятью наемными работниками, которое в условиях карантина остановилось и не получает прибыли, должен ежемесячно платить почти по 5200 гривень ЕСВ. При таких условиях, очевидно, у многих уже через месяц может возникнуть желание уволить хотя бы часть коллектива.

Как выжить малому бизнесу во время карантина
Единый социальный взнос владелец продолжает платить

III. Преференции по уплате НДФЛ и в налогообложении благотворительности

1. В связи с карантином законодатель перенес сроки уплаты налога на доходы физических лиц. С 1 августа на 1 октября 2020 года.

2. Еще одно решение касается льгот при налогообложении сумм благотворительных взносов, направленных на борьбу с коронавирусом. Такие взносы освобождаются от уплаты налога на прибыль, а частные лица могут включать эти суммы в налоговую скидку по уплате НДФЛ.

3. Что же касается других налогов и сборов, то введенные в Украине ограничительные меры не являются “автоматическим” основанием для освобождения предпринимателей от их уплаты. Впрочем, если налоговый долг возник вследствие форс-мажорных обстоятельств, его могут признать "безнадежным" и списать. Для этого надо обратиться в Торгово-промышленную палату и получить сертификат, который будет подтверждать факт форс-мажора. Правда, делается это не бесплатно и стоит около 5000 гривен… Если вы все же получили этот документ, приложите его к соответствующему заявлению в налоговую. Последняя и будет принимать решения о существовании оснований для списания всей налоговой задолженности или ее части.

IV. Фискальные послабления

1. До 31 мая бизнес не будут штрафовать за несвоевременную или неполную уплату ЕСВ, а также за несвоевременную подачу соответствующей отчетности. Но эта норма не касается нарушений при уплате НДС, акцизов и ренты. Хотя, к примеру, штрафы за нерегистрацию или несвоевременную регистрацию налоговых накладных с НДС также временно отменены.

По теме:  Погода в Украине: что ждет украинцев в начале января

2. С 1 марта до 31 мая не начисляют пеню за несвоевременную уплату налогов и сборов. Уже начисленную за этот период, но не уплаченную пеню, должны списать. До окончания календарной весны продлили и срок обжалования начислений ЕСВ и других налогов.

3. До 30 июня будет действовать мораторий на проведение неналоговых проверок бизнеса. Тоже с исключениями. Речь идет о проверках, которые касаются возмещения НДС, и так называемые камеральные проверки (их проводят в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных налоговых деклараций налогоплательщика и сведений в системе электронного администрирования НДС).

4. Документальные и фактические проверки, которые начались 18 марта и не были завершены, останавливают до конца июня.

5. Предпринимателей освобождают от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за прошлый год или консолидированной финотчетности-2019 с аудиторским отчетом. Не будет считаться нарушением, если такую отчетность подадут “в период действия карантина или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем завершения такого карантина, но не позднее 31 декабря 2020 года”.

V. Помощь по частичной безработице

Одна из главных задач “антикоронавирусного” закона №3275 — поддержка работодателей и работников сферы малого и среднего предпринимательства, которые временно сократили или прекратили деятельность. Документ вводит понятие “частичной безработице” на период действия ограничительных мер. Помощь работникам будут предоставлять через работодателей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Для ее получения предприниматель должен обратиться в Центры занятости по месту своей регистрации как плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Необходимые документы:

  • заявление в произвольной форме;
  • копия приказа с указанием даты начала остановки (сокращения) производства и перечнем карантинных мер;
  • сведения о работниках, имеющих право на помощь по частичной безработице;
  • справка об отсутствии задолженности по выплате заработной платы и уплате ЕСВ.

Воспользовавшись предоставленной законодателем возможностью, бизнес сможет поддержать своих наемных работников и сохранить коллектив “до лучших времен”. Но! Право на пособие по частичной безработице имеют только застрахованные лица, с которыми работодатель оформил трудовые отношения.

VI. Кредитные каникулы

На определенные послабления “кредитного бремени” в период карантина могут рассчитывать как предприниматели, так и физические лица-заемщики. При этом о полном “прощении” долгов речь не идет. “Банки – коммерческие учреждения, чей бизнес заключается в привлечении средств от предприятий и населения и предоставления в кредит – также бизнесу и населению. Если заемщики не будут платить по кредитам, банки не смогут платить вкладчикам", – подчеркнул заместитель председателя правления Нацбанка Олег Чурий. По его словам, уже более 10 банков ввели программы “антистрессовой” поддержки своих клиентов. В частности, есть такие варианты “кредитных каникул”:

  • банки откладывают выплату клиентами основного долга, но заемщики продолжают платить проценты;
  • клиенты могут временно не платить и основную сумму, и начисленные проценты;
  • кредиты для заемщиков реструктуризируют на более длительный срок с меньшими платежами.

При этом об “автоматическом” пересмотре условий для всех клиентов финучреждений не говорится. Каждый заемщик должен самостоятельно обратиться в банк. В то же время для всех действует законодательная норма о запрете начисления штрафов и пени за просрочки платежей по кредитам в период карантина.

По теме:  Разделение политических должностей: в Раде приняли закон

VII. “Добровольный” подход к отмене (снижению) арендной платы

Малый и средний бизнес очень обрадовался норме принятого 30 марта “антикоронавирусного” закона об освобождении от платы за аренду коммерческой недвижимости, которое временно не используется в хозяйственной деятельности. Впрочем, при технической доработке и согласовании документа перед направлением на подпись президенту формулировку этого положения изменили с утвердительного "освобождается" на неопределенное "может быть освобожден". Таким образом, закон привели в соответствие со статьей 762 Гражданского кодекса Украины, изменения в которую парламентарии не вносили. А также, как пояснили в парламенте, благодаря этому избежали хаоса в системе арендных отношений (в частности, при аренде жилой недвижимости и движимого имущества). Укринформ подробно писал об этом.

Как выжить малому бизнесу во время карантина
ТРЦ стоит, а расходы идут

Если коротко, то решать – отменять или не отменять арендную плату для бизнеса, который во время карантина не работает, – имеют владельцы или управляющие недвижимости. Путем заключения дополнительных соглашений с арендаторами. При этом последние, как и ранее, должны участвовать в содержании ТРЦ, офисных и бизнес-центров, оплачивая коридорные коэффициенты, расходы на охрану, коммунальные услуги и прочие операционные затраты. Но примеров того, что арендодатели пошли навстречу своим партнерам, к сожалению, немного.

Единственное послабление – временное освобождение от платы за землю и земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании физических и юридических лиц, за март. Это же касается и налога на недвижимость. Но с 1 апреля привычный режим начисления этих налогов вернули. Чтобы не оставить без ресурса местные бюджеты.

Что сделает поддержку ФЛП более действенной: взгляд экспертов и бизнеса

Предложений о том, как сохранить малый и средний бизнес, в частности, ФЛП, в условиях карантина, много. И от отдельных предпринимателей, и от бизнес-союзов, ассоциаций, экономистов и политических экспертов, и просто от “сочувствующих” граждан. Попробуем их обобщить:

1. Распространить действие положения об освобождении ФЛП от уплаты ЕСВ и на наемных работников. “В идеале” – отмена уплаты ЕСВ и НДФЛ до конца года. Независимо от того, когда закончится карантин. Условие получения таких преференций – сохранение бизнесом рабочих мест.

2. Простимулировать за счет бюджетных субвенций местную власть принимать решения о снижении размера единого налога для физических лиц-предпринимателей, которые используют 1 и 2 группы упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

3. Освободить от налогообложения налогом на прибыль сферы, наиболее пострадавшие от “коронавирусных” ограничений: учреждения культуры (кинотеатры, развлекательные площадки и т. д.), турфирмы, предприятия, занимающиеся междугородними пассажирскими перевозками.

4. Ввести – по крайней мере на время карантина – налоговые каникулы по уплате других налогов и сборов. За исключением ренты, акцизов и таможенных платежей.

5. Предоставить частичные компенсации потерь работодателям и работникам. В частности, через государственные кредиты и госзаказ, что поможет бизнесу быстрее “прийти в себя” после кризиса.

6. Стимулировать арендодателей снижать стоимость аренды, предоставляя им определенные налоговые преференции.

7. Продлить действие моратория на проверки бизнеса до конца года, чтобы предприниматели имели возможность экономически "оправиться" от кризиса, а не тратить драгоценное время и ресурсы на администрирование.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •