Почему электричество украинского производства – в разы дороже европейского
Аналитика
16.04.2020 09:28
Укринформ
В рамках проблемы ДТЭК угрожает Украине судами, если изменят “зеленый” тариф, и закрывает шахты. И это – на фоне “коронавирусного” кризиса…
Украина уже обогнала и перегнала Европу. По стоимости электроэнергии. Все из-за того, что рыночные механизмы у нас опять срабатывают “наоборот”. Тогда как в большинстве цивилизованных стран коронавирус и связанные с ним карантинные меры вызвали обвал цен на электричество – из-за падения спроса, – в Украине ток продолжает дорожать. Мало того, в Европе иногда уже отдают энергоресурс задаром – лишь бы сохранить производство. У нас же продолжают драть с потребителей три шкуры и требуют от государства новых преференций. Доходит чуть ли не до шантажа – угроз судебными исками и главное – предупреждений о планах закрыть производство и выгнать на улицу десятки тысяч людей. ПЕРВЫМИ “ЖЕРТВАМИ” ЭТОЙ ТАКТИКИ (ИЛИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, СТРАТЕГИИ) МОГУТ СТАТЬ РАБОТНИКИ УГОЛЬНЫХ ШАХТ.
Есть “рекорд”. Биржевая цена электричества в Украине – самая высокая в Европе
10 евро за МВт.ч в Венгрии. 11 – в Румынии. 21 – в Польше. Такие цены на электроэнергию установились на этой неделе на рынках на сутки вперед у наших соседей. А в Словакии и Чехии стоимость энергоресурса даже отрицательная. То же самое – в некоторых странах западной Европы – Франции, Германии, Бельгии, где энергетики еще и доплачивают потребителям, чтобы не останавливать своих мощностей. При таких условиях Польша с пиковыми показателями стоимости электричества в 23,3 евро должна была стать европейским рекордсменом… Если бы не Украина. Потому что у нас электричество отпускают потребителям в среднем по 40,8 евро (пик – 45,3) за МВт.час. А для промышленных потребителей Бурштынского энергоострова (Закарпатская и часть Львовской и Ивано-Франковской областей, “вотчина” ДТЭК Рината Ахметова) электроэнергия нынче обходится в среднем по 50,6 (пиковые показатели – 56,4) евро! Почти в шесть раз дороже, чем в Венгрии и Румынии, не говоря уже про Словакию, с которыми энергоостров имеет общие линии электропередачи (возможности трансграничного перетока). Причем, ДТЭК ЭКСПОРТИРУЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – К ПРИМЕРУ, В ВЕНГРИЮ – ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ВДВОЕ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ…
Гораздо выше, чем в Европе, цены сохранялись в Украине и на протяжении всего марта. Понятно, что при таких обстоятельствах отечественная промышленная продукция становится неконкурентной по сравнению с европейской. Особенно это касается энергоемких товаров – в частности, и с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, надеяться, что экспорт поможет поддерживать украинскую экономику на плаву и спасать бюджет от катастрофических недопоступлений, не приходится. Как не надеемся и на хоть какое-то снижение внутренних цен на потребительском рынке. Ведь дорогое электричество автоматически сказывается на стоимости почти всех товаров и услуг.
Причины кризиса – те, что лежат на поверхности, и скрытые резоны
Поэтому в социальных сетях ширятся призывы отказаться от рыночных подходов к формированию стоимости электричества (рынок закупки энергии на сутки вперед полноценно заработал у нас только с июля прошлого года) и ввести госрегулирование. Частичное или такое, как было “при совке”. Некоторые при этом поглядывают на северо-восток – мол, опять разрешим экспорт электричества из РФ, и цены существенно снизятся. И плевать при этом, что “побочным эффектом” станет остановка отечественного производства.
Другие же комментаторы, наоборот, объясняют нынешние проблемы тем, что РЫНОК У НАС на самом ДЕЛЕ “НЕДООТКРЫТЫЙ” – ПОТОМУ ЧТО ЗА РЫНОЧНОЙ ОБОЛОЧКОЙ ТАИТСЯ КУЧА ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ. А главное – и в энергетической сфере в целом, и в каждом ее сегменте – имеем монополистов, которые всеми доступными (иногда и непозвлительными) методами тормозят реформы, пытаясь убедить всех в их импотенции.
Отсюда логический вывод: именно ОТСУТСТВИЕ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ – ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА НЫНЕШНИХ ПРОБЛЕМ. Но как изменить ситуацию, если к ней страна привыкала десятилетиями, в течение которых олигархат проростал своими мицелиями в тело такой прибыльной отрасли? Шаги должны быть взвешенными и конституционными, чтобы потом комар носа не подточил и ни одна судебная инстанция – ни Печерский, ни Высокий суд Лондона – не отменили принятых решений.
То есть, для изменений нужно время. Что уж говорить о планах объединения украинской и европейской энергосистем, предусмотренного Соглашением об Ассоциации. Нынешний экономический кризис, очевидно, отложит выполнение этой задачи в еще более долгий ящик. А что же можно сделать на коротком шаге, чтоб и отрасль от краха спасти, и потребителей с протянутыми руками по миру не пустить?
Рецепты спасения отрасли и восстановление “ценовой справедливости”
Юрий Продан
1. ВЫИГРАТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ РЫНКА И ПЕРЕЖИТЬ ТРУДНЫЕ КОРОНАВИРУСНЫЕ ВРЕМЕНА, СОХРАНИВ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ, ЕЕ МОЩНОСТИ И КОЛЛЕКТИВЫ, МОЖНО, ВРЕМЕННО ПРИОСТАНОВИВ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА, КОТОРЫМ В УКРАИНЕ ВНЕДРЕН НОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, – считает бывший министр энергетики Юрий Продан. “Я был и остаюсь сторонником полной остановки действия этого закона. Не может быть рыночных отношений при нынешней структуре генерирующих мощностей в стране, которая меняется из-за бездумного наращивания дорогих возобновляемых источников энергии. Поэтому необходимо внести в закон статью о чрезвычайном положении в энергетике с применением жестокого государственного регулирования и работоспособности генерирующих мощностей по утвержденному Кабмином балансу работы и установленным экономически обоснованным ценам. Все это должно действовать до демонополизации генерирующих мощностей, урегулирования цен на электроэнергию для населения и присоединения украинской энергосистемы к европейской”. Перед повторным запуском (по-настоящему) европейских рыночных механизмов в электроэнергетике Продан предлагает усовершенствовать систему управления отраслью, подчинив все госпредприятия Минэнерго – без посредничества наблюдательных советов и других “холдинговых” надстроек.
Напомним, так называемые "зеленые" тарифы (для генерации альтернативной энергетики) в несколько раз выше обычных и, к тому же, зафиксированы в евро. Благодаря этому, производя менее 2% электроэнергии в энергобалансе страны, владельцы мощностей ВИЭ зарабатывают до 10% потраченных потребителями (дотируемых государством) средств.
2. Также ЭКСПЕРТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОМУ КОМИТЕТУ. Чему должно предшествовать законодательное ограничение доли одного субъекта в каждом из сегментов рынка производства электроэнергии – не более 15-20%. Но сделать это будет непросто. Учитывая, к примеру, что некоторые монополии контролируют до 40% в отдельных секторах энергорынка. При этом монополисты имеют большое “представительство” в Верховной Раде, которое всячески сопротивляется нововведениям. Тем более, что и с точки зрения неприкосновенности частной собственности добиться таких ограничений будет нелегко.
3. Поэтому БОЛЕЕ РЕАЛЬНЫМИ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ ШАГАМИ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТЫ СЧИТАЮТ “ОГРАНИЧЕНИЯ АППЕТИТОВ” ВЛАДЕЛЬЦЕВ МОЩНОСТЕЙ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, ДЛЯ КОТОРЫХ В СТРАНЕ ДЕЙСТВУЕТ УЖЕ УПОМЯНУТЫЙ “ЗЕЛЕНЫЙ” ТАРИФ. По данным отраслевых экспертов, для дотирования этого сегмента страна ежегодно тратит 40 миллиардов гривень, которые были бы не лишними для Госбюджета, особенно в условиях кризиса. При этом деньги, в основном, попадают не в карманы малых производителей, а концентрируются на счетах крупных “инвесторов”, которые “по совместительству” работают на рынке традиционной генерации. И таким образом выступают наибольшими выгодополучателями от применения механизма “зеленого” тарифа.
Андрей Герус
“Нюанс в том, что крупнейшие солнечные электростанции принадлежат тому же владельцу, которому принадлежат и крупнейшие угольные шахты, – подчеркивает председатель парламентского Комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. – При этом производители по “зеленому” тарифу оказывают все большее давление на энергосистему. Они выдавливают из работы угольные электростанции и АЭС, а также создают финансовый дефицит на рынке, забирая все больше денег”. Варианты нормализации этой ситуации – внесение изменений в законодательство, которое регулирует механизм “зеленых” тарифов, разрешение всем работать по двусторонним договорам, пересмотр розничных тарифов. “Просто надо перестать делать вид что “зеленый” тариф – это механизм для привлечения инвестиций, провести расследование ВСК, признать существование “схемы”, отменить ее и двигаться дальше”, – считает Герус.
Как вариант – ЭКСПЕРТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБЛАГАТЬ БОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА “ЗЕЛЕНОЙ” ЭНЕРГИИ, НАЧИНАЯ С ПОРОГА В 2 ГРИВНИ ЗА 1 КВТ.ЧАС. А также отменить налоговые преференции при импорте оборудования для возобновляемой энергетики, которые действуют в Украине уже несколько лет.
В то же время есть и немало противников такого шага. Они напоминают, что льготами пользуются не только монополисты, но и десятки тысяч мелких инвесторов, которые развивают этот сектор энергетики. В частности, фермеры и обычные домохозяйства. К тому же, в случае ограничения возможностей “зеленого” тарифа не исключены судебные иски, которые могут нанести стране немало хлопот…
ДТЭК наносит ответный удар
Подтверждением тому – ВОЗМОЖНЫЕ НАМЕРЕНИЯХ ЭНЕРГОХОЛДИНГА ДТЭК ОБРАТИТЬСЯ С ИСКОВЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ ПРОТИВ УКРАИНЫ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД. О чем сообщил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. "Сегодня возникает необходимость серьезно задуматься о международном арбитраже для того, чтобы защитить инвесторов и кредиторов, которые поверили гарантиям государства и стали инвестировать в “зеленую” генерацию", – сказал топменеджер. По его словам, это связано, в частности, с тем, что госпредприятие "Гарантированный покупатель" – единственный покупатель "зеленой" электроэнергии в стране – задолжало компании ДТЭК ВИЭ 1,1 миллиарда гривень. Еще одна претензия – планы изменить "зеленый" тариф. Дескать, в результате этого пострадает как сам ДТЭК, который вложил в проекты возобновляемой энергетики 1,2 миллиарда евро, так и его партнеры, чьи капиталовложения в отрасль превысили 3 миллиарда евро.
Максим Тимченко
Еще одним неприятным для государства сигналом стало сообщение о том, что С 20 АПРЕЛЯ ГРУППА РИНАТА АХМЕТОВА ОСТАНАВЛИВАЕТ САМОЕ БОЛЬШОЕ В СТРАНЕ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ “ПАВЛОГРАДУГОЛЬ”. По словам Максима Тимченко, это также связано с ситуацией, сложившейся на рынке электроэнергии. Как пояснил чиновник, таким образом ДТЭК планирует сэкономить на логистике и других затратах для обеспечения выплаты хотя бы части заработной платы работникам. Тимченко утверждает, что общие поступления всей компании "ДТЭК Энерго" в апреле не превысят 1,6 миллиарда гривень. А затратная часть работы "Павлоградуголь" составляет 2,9 миллиарда.
Глава профильного комитета ВР Андрей Герус не согласен с такими расчетами. “Все-таки, я НЕ ВЕРЮ, ЧТО ШАХТА С СЕБЕСТОИМОСТЬЮ 1200-1300 ГРИВЕНЬ И ЦЕНОЙ ПРОДАЖИ УГЛЯ 1850-2000 ГРИВЕНЬ НЕ ИМЕЕТ ДЕНЕГ ДЛЯ ЗАРПЛАТ ШАХТЕРАМ”, – считает парламентарий.
Пока государство не имеет конкретного алгоритма действий в этой ситуации. Ведь принятие решения о простое – прерогатива и ответственность менеджмента предприятий. В то же время требует немедленного реагирования ситуация, которая сложилась в угольной отрасли в целом. В условиях кризиса украинского угля действительно гораздо больше, чем нужно стране. Поэтому миллионы тонн продукции лежат на складах. Соответственно, денег за него горняки не получили. И добывать новое уголь себе в убыток, очевидно, нет смысла…
По словам Андрея Геруса, весь комплекс “энергетических” проблем сейчас пытаются решить на высшем уровне. В частности, посвященные поиску путей урегулирования встречи с собственниками энергопредприятий и компаний проводит президент. ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ГЕРУС АНОНСИРОВАЛ НА НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛИ.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ