Овощной рай или ловушка для производителей?
04.05.2020 21:00
Укринформ
Урожай овощей на Херсонщине ожидают неплохой, но сумеют ли аграрии реализовать продукцию?
Херсонщина — лидер среди регионов Украины по производству овощей. Ежегодно здесь выращивают 1-1,3 млн тонн овощной продукции. Четыре года назад прогнозировали, что при условии внедрения аграриями области современных технологий можно увеличить производство до 3 млн тонн в год. Однако на сегодня такого результата не достигли, возможно, это и хорошо, поскольку из-за карантина и закрытия рынков в Украине этой весной часть ранних овощей пришлось просто выбросить. Потому что, если перефразировать известную поговорку: мало уметь готовить, нужно еще и хорошо продавать.
ХАОС НА РЫНКЕ ОВОЩЕЙ И УЯЗВИМОСТЬ МЕЛКИХ ФЕРМЕРОВ
«Ежегодно у нас посевные площади под овощами не меняются и урожайность практически не зависит от природных условий, поскольку используем капельное орошение, есть химическая защита. Поэтому каждый год урожай одинаковый – плюс-минус 5%. В этом году площади тоже почти неизменны, никто не увеличивает, разве что немного, может, кто-то пересмотрел и изменил свои направления относительно различных овощных культур. Поэтому урожай в этом году мы ожидаем, как и в прошлом, больше миллиона тонн», – говорит директор Департамента развития сельского хозяйства и орошения ОГА Александр Паливода.
Александр Паливода / Фото: apk-kherson.gov.ua
В области, по его оценке, больше 100 тысяч единоличников. Необходимо отметить, что ранние овощи – это прежде всего специализация именно мелких сельхозпроизводителей. Преимущество средних и крупных – в том, что они могут формировать однородные партии, имеют контракты с супермаркетами, с перерабатывающими заводами. А мелкие зависят от рынков и перекупщиков.
«С реализацией ранних овощей сложилась нестабильная ситуация. Остановка обычной логистики сбыта товара привела к снижению цены и хаосу на аграрном рынке. Закрытие рынков из-за карантина – это минус для аграриев. Для тех, у кого контракты с супермаркетами, ситуация стабильная. Имеем с другой стороны и плюсы: доллар вырос, снизилась цена на дизтопливо, в Украину вернулись больше 2 млн человек, а это рабочие руки, это потребитель. Более 90% аграрной продукции потребляется именно на внутреннем рынке. Поэтому спрос будет расти, считаю, что цена на средние и поздние овощи и фрукты будет только расти», – говорит директор департамента.
Изменения происходят во всем мире, поэтому и Украина должна успевать выстраивать новые логистические цепочки сбыта: онлайн-торговля, адресная доставка и другие необычные тренды, говорит Паливода.
Вот, например, проект «Відкритий ринок» – онлайн-площадка rynok.in.ua, рассказывает директор департамента.
Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА) среагировала на критическую ситуацию с продажей ранней продукции на Закарпатье и в южных регионах Украины. Помимо проблем с доставкой продукции из-за карантина, ограничена работа многих рынков, на которых реализовалось до 85% ранних овощей и ягод.
Чтобы помочь этой ситуации и поддержать мелких фермеров и семейные фермерские хозяйства, общественная организация «Образовательно-аналитический центр развития громад» в партнерстве с Ассоциацией городов Украины разработала такую онлайн-площадку.
Фото: Facebook
В Херсоне появились собственные подобные проекты для реализации продукции во время карантина. Укринформ уже рассказывал о некоторых из них. А вот еще пример – СвіжеЇж. Здесь можно не только заказать овощи, которые привезут к вам домой, вам еще и показывают, как они растут на грядке. Как объясняют в этой группе, заказ поможет «маленьким» фермерам удержаться на плаву, а потребители таким образом получат качественные овощи и фрукты.
Фото: Facebook
Действительно, сегодняшняя ситуация показала уязвимость именно единоличников. С одной стороны, они не наполняют бюджет, в отличие от фермеров, работают «в тени». С другой – альтернативной работы в селах просто нет, и это единственный способ выжить, кроме разве что последнего варианта – уехать на заработки за рубеж. Исправить ситуацию можно было бы, если бы малые производители объединились в кооперативы, но люди сами такой инициативы не проявляют. В области же в прошлые годы сосредоточились на создании кооперативов на молочарском направлении, поскольку нужно было спасать животноводство.
«Мы не первый год популяризируем создание кооперативов. У нас в области есть кооперативы в молочарском направлении, в обработке земли, некоторые из них создавались при поддержке международных доноров. Где-то около десяти кооперативов у нас таких «живых», которые работают и показывают хороший пример», – говорит Паливода.
По его мнению, единоличники не спешат создавать кооперативы, потому что есть недоверие ко всевозможным объединениям – здесь и память о том, как загоняли в колхозы, и последние тридцать лет дали о себе знать, когда люди теряли все и влезали в долги из-за финансовых пирамид, банков, афер со строительством жилья.
«У нас чисто психологическое недоверие. В Канаде, где были созданы первые кооперативы в мире, основателями их были украинцы, кстати. Нужно только хорошими примерами показывать объединение, возрождать доверие. Но тенденции в мире таковы, что те, кто не объединяются, работают «в тени», с рынка выходят. Карантин сразу показал: правильно мы занимаемся бизнесом или нет. Поэтому нет другого пути, правила игры должны быть одинаковыми», – говорит Паливода.
Он также отметил: в том, что касается законодательства о деятельности кооперативов, необходимо вносить изменения в налоговый кодекс. Власти планируют поддержку дорадництва – консультаций и сопровождения мелких аграриев. Возможно, это поможет сдвинуть ситуацию с места.
О «БАЛАГАНАХ» И ПЕРСПЕКТИВАХ
О Великих Копанях услышала вся Украина, когда 10 апреля (из-за санитарных и карантинных нарушений) приостановили работу крупнейшего на юге Украины здешнего оптового овощного рынка «Нежданный». Ранние овощи местные селяне вынуждены были просто выбрасывать – эти фотографии и видео облетели соцсети и СМИ. Ситуация стала еще трагичнее, когда после открытия рынка 21 апреля оказалось, что когда не работают розничные рынки в Украине, то закупщиков на оптовом рынке мало. Потом было перекрытие моста через Днепр возле Херсона, выброшенные на дорогу огурцы, упреки в том, что супермаркеты сейчас диктуют цены, покупают на оптовом рынке продукцию дешево, а продают дорого, ведь не имеют конкуренции, потому что рынки закрыты. По состоянию на 30 апреля ситуация изменилась, потому что уже с 1 мая розничные рынки понемногу начали возвращаться.
Пока рынок в Великих Копанях то закрывали, то открывали, корреспондент Укринформа держала связь с председателем Великокопановской сельской объединенной территориальной громады Валентиной Костенко. Она была посредником между областными властями и руководством оптового рынка. Переживала, потому что от рынка зависит все село.
Валентина Костенко / Фото: agropolit.com
«На территории нашего села и не только нашего – это и Абрикосовка, и Доброселье, у людей нет паев. У нас есть небольшие земельные участки – от 25 до 40 соток, где возле домов люди выращивают сельхозпродукцию. У каждого есть небольшие теплицы, которые отапливаются и, начиная с декабря месяца, люди выращивают там рассаду. У многих большие теплицы, «балаганы» они называются (такие преимущественно почти не отапливаются), куда высаживают эту рассаду. И таким образом у нас на юге Украины получают раннюю продукцию. К ранней продукции относится сейчас пекинская капуста, редис, а также круглая капуста. Сейчас массово собирают эти овощи. Затем высаживают баклажаны, перец. Абрикосовка практикует клубнику. У кого нет «балаганов», сажают просто на огороде — кто в открытый грунт, кто под небольшие теплички», – говорит Валентина Костенко.
Процесс она понимает, потому что сама работает на огороде. Большие «балаганы», говорит, это такие, что туда заходит человек, трактор может заехать, а маленькие – это когда сгибается трехметровый провод дужечками.
Спрашиваю, сколько в среднем можно заработать на таком огороде. Если нормальный год, то примерно с марта по октябрь люди имеют по 10 тысяч гривен на человека. Но как тут угадаешь: в том году редис сдавали по 50 гривен, а в этом – по 20, а бывало и по гривне или выбрасывали (все свалки были засыпаны редисом), сейчас цена снова повысилась. В прошлом году пекинская капуста была никому не нужна – шла по 3 гривни, сейчас она – 18 грн, а первая круглая белокочанная капуста в прошлом году стоила 50 гривен, в этом году – 20. Цены разные.
«Мы начинаем с заработка, а начать надо с того, сколько человек туда вложил. Вот на сегодня у всех людей, которые высадили, очень большие убытки. Большой «балаган» стоит, чтобы его поставить, больше 100 тысяч гривен. Необходимо купить семена, посеять в землю, которую мы тоже покупаем. Теплицы нужно отопить – это уголь, он стоит от 6 до 7 тысяч гривен за тонну. А люди берут до 20 тонн угля. Потом это все высадить, обработать. На сегодня килограмм семян стоит 8 тысяч гривен. Даже продав редис по 3 гривни, люди не возвращают свои затраты, тут о заработке речь не идет. Представьте себе, нужно собрать 8 тонн, чтобы вернуть эти 8 тысяч. Из килограмма никогда 8 тонн не будет. Для того, чтобы человек что-то зарабатывал, цена на продукцию должна быть выше 5 гривен», – рассуждает председатель ОТГ.
В Великих Копанях около 6 тысяч населения, из них только 300 человек официально работают. Почти 3 тысячи взрослых – неработающие, пенсионеры, они живут только с огорода. Сегодня люди бедствуют, потому что вложили свои средства, взяли кредиты на семена, на уголь – и не могут их даже вернуть. Селяне попали в большую долговую яму.
Овощи сейчас продают только на оптовом рынке в Великих Копанях. Раньше, вспоминает председатель ОТГ, возили по всей Украине (вот, например, в столицу – на рынок «Троещина»), и даже за рубеж.
«Если сейчас взять любой рынок, вот скажите, где, например, в Херсоне есть рынок, куда может заехать сельхозпроизводитель своей машиной и продать товар? Ни один рынок не пустит сельхозпроизводителя на своем транспорте. Нет у нас таких рынков, которые бы его приняли. Сейчас рынки застроены «бутиками», – говорит она.
Фото: ГУ Госпродпотребслужбы
Спрашиваю о кооперации, говорит, что это для фермеров. У них большие территории земли, они договариваются – ты сеешь зерно, ты – помидоры, потом находят, кому сбывать. Им выгодно – они на одном поле нагрузили 5 тонн того, 5 тонн того.
«Если у человека 20-40 соток, и полтонны сегодня, полтонны завтра продукции, еще послезавтра – тонна, это не выгодно. В кооперативе продукция должна быть одинаковой. А так – люди разные, технология выращивания разная. Для нас кооперация немного не подходит. Онлайн продавать – это кило-два. Если человек вывозит тонну капусты на рынок сегодня, тонну завтра, сколько ему надо онлайн продавать эту капусту? Мы уже нашли все те платформы, где овощи оптом. Немного город не понимает специфики нашей работы, что это невозможно. Может, если бы было что-то такое, как раньше – заготконторы», – рассуждает председатель ОТГ.
Говорит, что общалась о кооперативе с заместителем председателя ОГА Вадимом Чабаном. Тот, по ее словам, сам проявляет инициативу и звонит сейчас. Создать кооператив – может, это и не проблема, говорит Валентина Костенко. А вот где найти покупателя – проблема, ведь надо проходить лаборатории, готовить сертификаты. Фермер на большом поле поехал в лабораторию, у него одна продукция, он взял на нее сертификат. Если в кооперативе 20 человек, 20 земельных участков, 20 видов продукции. Им надо всем ехать? Ну, не хотят люди этим заниматься, они привыкли, что есть оптовый рынок – выехали туда и сдали.
Однако Валентина Костенко рассказывает, что с активистами будут, возможно, хотя бы вот на базе коммунального предприятия создавать небольшие приемные пункты, чтобы немного исправить ситуацию. А пока после решения об открытии розничных рынков времени на это нет – работают и надеются, что цены вырастут и продукцию удастся реализовать.
КОМУ КАРАНТИН НЕ СТРАШЕН
Если для единоличников карантин стал шоком, то для фермерских хозяйств, у которых заключены контракты с супермаркетами, все стабильно.
Председатель фермерского хозяйства «Зоря Каховщини», депутат облсовета Леонид Кириченко рассказывает, что его хозяйство – многовекторное. Это и зерновые, масличные, и овощные. Наибольший акцент – на овощную продукцию, ее выращивают 10-15 видов.
Леонид Кириченко / Фото: Херсонский облсовет
«Капуста у нас 5 сортов – белокочанная, краснокочанная, цветная, савойская, пекинка. Не широкого потребления, но полезное – корень сельдерея. Мы его много не сеем, потому что люди у нас не очень привыкли. Помидоры, огурцы, перец, баклажаны, тыква, редис (последний как раз в супермаркеты в Одессу возим). Карантин нас не очень зацепил – мы в поле, в степи работаем, не такая, как в городах угроза. Для нас большой разницы от того, открыты рынки или нет, потому что мы работаем с супермаркетами напрямую», – рассказывает фермер.
Один из основных факторов стабильности их хозяйства – овощехранилища и холодильники – именно то, чего нет у единоличников. Это позволяет увеличить период продаж практически до 9-10 месяцев в год. В овощехранилище продукция может храниться до 2 месяцев, а в холодильнике – в течение 6-7 месяцев.
«У нас чуть больше тысячи гектаров, и это, я считаю, оптимальный размер. Продаем прошлогодние овощи, которые хранились в холодильнике. Это, в частности, буряк, морковь, капуста и лук. Уже отсеяли лук, ранние буряки – имеем всходы, накрывали агроволокном, чтобы не подмерзли в морозные периоды ночью. Лук повсходил – у нас ранний и озимый репчатый лук, где-то через месяц, видимо, будет реализация. Корень сельдерея уже высадили. Эта культура будет собираться где-то с сентября. Вырастить важно, но не менее важно его реализовать. И не только в нынешних условиях, но и вообще, в условиях не совсем равномерного рынка, ведь мы на рынке не диктуем ни ценовую политику, ни количество. Но мы справляемся», – говорит Леонид Кириченко.
Говорит, что очень трудно выращивать овощи из-за высоких затрат. «Все семена – на 100% импортного производства, к сожалению, в Украине семена овощей не выводится. Поэтому понятно – цены европейские. Получается, что покупаем оборудование, в частности, капельное орошение, средства защиты, семена – все импортное. Все по европейским, мировым ценам, а вот реализовываем все по украинским. Необходимо, чтобы работала промышленность, чтобы люди зарабатывали деньги, как в Европе, тогда мы могли бы реализовывать продукцию по ценам европейским. Очень малая рентабельность, некоторые продукты убыточны, в этом году, например, морковь убыточна, капуста. Для людей, может, и хорошо, что такие цены. Но выходят так называемые качели – в следующем году капусты и моркови высеят меньше, цена подскочит. Для потребителя приемлемее, когда цена стабильна», – делится аграрий.
Он активный лоббист кооперативов и Закона о сельхозкооперации, сам возглавляет областную Ассоциацию сельскохозяйственной обслуживающей кооперации.
Говорит, во всех цивилизованных странах мира фермеры не сами непосредственно продают сельхозпродукцию, этим занимаются кооперативы, в которые входят 80% всех фермеров. «У фермеров свои кооперативные торговые объекты, которые продают продукцию как оптом, так и в розницу. Это убирает посредника, и цена для потребителей формируется более приемлемая. Если бы мы пошли этим путем, кооперативы бы регулировали рынок, не было бы перекупов, стихийных, заоблачных цен. Вот как с луком было – в основном продавали по 5-6 гривен, потом за два-три дня цена на лук подскочила до 10-15, а в сетях – и до 20 гривен. А так цена была бы стабильная – 8-10 гривен. Но упорно почему-то стоит этот процесс на месте, нет возможности разворачивать кооперацию в сельском хозяйстве», – говорит фермер.
Леонид Кириченко вспоминает, что в 2008 году был сначала активный толчок для развития кооперации. Но быстро возникла глухая стена: когда фермеры собираются в кооператив, на них увеличивается налоговая нагрузка. И именно в законе о сельскохозяйственной кооперации должен быть учтен этот момент. «И уже сколько лет этот закон не принимается, не хотят развития кооперации в Украине, иначе, как это можно объяснить?», – говорит Кириченко.
Ситуация с мелкими производителями овощей во время карантина обострила все проблемы этой отрасли. Решат ли их, или они просто останутся на дне долгого ящика до следующего взрыва?
Ирина Староселец, Херсон
По материалам: Укринформ