Скрутки-“мутки”: разбираем схемы налогового “нагрева” государства
Аналитика
17.07.2020 09:02
Укринформ
Избавившись от манипуляций с уплатой НДС, Украина может "на ровном месте" пополнить бюджет на десятки миллиардов
В более чем 40 миллиардов гривень оценивает ежегодные потери страны от применения бизнесом различных схем "скручивания" налога на добавленную стоимость (НДС) председатель Государственной налоговой службы Алексей Любченко. В интервью “Цензор.нет” он подтвердил слова экс-министра финансов, советника главы Офиса президента Игоря Уманского, который ранее обвинил прежнее руководство налоговой в игнорировании этой проблемы и даже в возможной "финансовой заинтересованности" в таких сделках.
"К сожалению, Уманский был прав. Он был близок (в оценках) по сумме — в мае, по данным экс-министра, "скрутки" НДС составляли не менее 1,9 млрд гривен. Чистая классика: спрос на "скрутки" формирует предложение. Спрос есть", — констатировал Любченко и назвал основные схемы получения незаконной прибыли путем манипуляций с налогообложением: розничная продажа сигарет и легализации сельхозпродукции.
Алексей Любченко
Укринформ попытался узнать больше об этих и другие механизмах обмана государства, а главное — о том, как планируют бороться со "скрутками", и когда в этой сфере наконец будет порядок. Ведь даже беглый анализ публикаций в Сети показывает: внимание власти и общества к проблеме "скручивания" эксперты пытались привлечь и год, и два назад, и гораздо раньше. Но интерес к ней быстро исчезал, "налоговый воз" оставался и ныне там, а "схематозники" обходились легким испугом и придумывали новые способы обмана государства. Нас с вами.
Что такое "скрутки" и как благодаря им дельцы "едят" наши деньги
Налоговые "скрутки" — это уменьшение налогового обязательства по уплате НДС, начисленного по продаже бизнесом одного товара, благодаря налоговому кредиту, полученному при покупке другого. Поясним: налоговое обязательство — это сумма, которую предприятие рассчитывает, добавляя к стоимости производимого (или импортируемого) товара предусмотренные законодательством 20% налога на добавленную стоимость. Налоговый кредит — объем оплаченного НДС в цене приобретенных ранее товаров. Для подсчета, сколько по результатам хозяйствования в тот или иной период бизнес должен заплатить в бюджет, от налогового обязательства отнимают налоговый кредит. Цель "скруток" — минимизировать эту разницу. Или даже сделать так, чтобы "государство было тебе и должно" (из-за требования возмещения НДС из бюджета, если налоговый кредит будет больше обязательства). Для этого между структурами-участниками «схемы» и происходит виртуальный обмен "налоговыми обязательствами и кредитами". Точнее, подтверждающими документами. А поскольку часто речь идет о совершенно разной продукции — например, огурцы и мебель — задача "концессионеров" оформить документацию так, "чтобы и комар носа не подточил". То есть, "скрутить" различные товарные группы. Отсюда и название такой операции — "скрутка". Часть бизнеса занимается этим самостоятельно. Часть же пользуется услугами посредников — компаний- "скрутчиков".
Наиболее распространенная схема — когда предприятие продает другому документы на импортный НДС, уплаченный на таможне, а ввозимую продукцию продает на рынке за наличные. И не оформляет налоговые накладные. То есть, "на бумаге" потраченных на уплату НДС денег предприятие якобы не вернуло. Хотя на самом деле с лихвой возместило их в цене проданного товара. Дополнительный доход — продажа "неиспользованного" налогового кредита другому бизнесу, который имеет значительные налоговые обязательства перед государством. Путем создания цепочки фиктивных операций. Выгода для обеих структур. Одна получает "живые" деньги. Другая "на коне" благодаря "дисконту" и платит "продавцу" меньше, чем экономит благодаря незаконной налоговой льготе. И также получает от партнера часть наличности в обмен на безналичный платеж. Проигрывает только государство, которое не получит "свои" 20%. По данным экспертов, средняя стоимость налогового кредита — примерно 7% его объема. То есть, за уменьшение налоговых обязательств (скажем откровенно — обман государства) на 10 миллионов гривень "покупателю" придется заплатить всего 700 тысяч. Неплохая "рентабельность" вложений.
Документальное оформление — как говорится, "дело техники". Существуют различные варианты объединения "на бумаге" ( "скрутки") реальной продукции, которую производит продает предприятие-покупатель чужих объемов налогового кредита с якобы полученной им от партнера. Часто речь идет о сочетании однородных товаров, но и иногда и совершенно разных — условно говоря, о "скрещивания" яблок и деревообрабатывающих станков.
При этом оба предприятия — так сказать "белые", которые работают официально, а не структуры с теневой сферы. Хотя очень часто в схемы включают и "серых", но на первый взгляд "белых" посредников. "Современные "скрутчики" (раньше, как помните, их называли конвертационными центрами) — это огромные предприятия с тысячами реально нанятых людей, которые получают реальные зарплаты. Эти компании действительно соответствуют критериям для регистрации налоговых накладных и ведут реальный бизнес, как правило связанный с продажами за наличные. Противодействие их деятельности, как и поиск "скруток" в реальном секторе — кропотливая аналитическая работа налоговой”, – рассказал председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Почему в борьбе со "скрутками" пока побеждают последние
То есть, с одной стороны, если такие схемы массово применяют, но не обнаруживают, есть основания сомневаться в честности налоговиков и подозревать, что участники сделок могли "стимулировать" их финансово. С другой — обвинять всех специалистов, "автоматически" причисляя их к коррупционной братии, тоже нельзя. Особенно, когда речь идет о технологически сложной "специфической" продукции. То есть, чтобы эффективно выявлять "скрутки", "сотрудники налоговой должны знать десятки тысяч технологических процессов производства товаров. Но даже этого недостаточно, ведь предприятие может перепрофилироваться. Поэтому мониторинг "скруток" невозможно обеспечить только набором даже самых широких критериев оценки рискованности хозяйственных операций” – объясняла еще в 2017 году тогдашняя председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Похоже, и в 2020-м ситуация не изменилась.
Нина Южанина
Хотя еще в том же 2017-м для борьбы с подобными схемами и другими нарушениями в Украине ввели автоматизированную процедуру блокировки "сомнительных" налоговых накладных, на практике это не всегда помогает. А иногда даже мешает, создавая дополнительные проблемы для честного (в основном среднего) бизнеса. К примеру, для производителей сельхозпродукции. Покупая сырье для экспорта за границу, трейдеры сразу платят аграриям только 80% стоимости. Остальные 20% — только после регистрации налоговых накладных. Которые из-за автоматической блокировки иногда «зависают» на несколько месяцев. Ведь надо еще доказать налоговикам, что "ты не верблюд". После блокировки накладной нужно подать в органы контроля кучу документов, рассмотрение которых может длиться довольно долго. В этот период производители остаются без таких нужных оборотных средств. Тогда как экспортеры подсчитывают прибыли. Как беззаботно работают и "скрутчики", которые быстро учатся обходить препятствия. "Схемщики" значительно гибче, чем контрольные органы, и быстро находят способы обхода выстроенных критериев отбора рисковых накладных. Критерии автоматической блокировки общедоступны, поэтому все, что нужно сделать "схемщику", — изучить их и убедиться, что его накладные под ограничения не попадут", — рассказала Нина Южанина.
Среди сфер применения подобных схем, по словам руководителя ГНС Алексея Любченко, — розничные продажи сигарет. Когда предприниматели, торгующие за кэш, якобы возвращают продукцию как нереализованную. По подсчетам налоговиков, по такой схеме ежегодно легализуют 4,3 миллиарда гривень НДС. Другая "тема" — легализация сельскохозяйственной продукции. "Несложно посчитать, что даже "безрукий" хозяин за год будет иметь минимум на 15 тысяч зерна с гектара. То есть с 10,4 млн гектаров земли можем иметь зерна на 150 миллиардов. Которые надо легализовать. А это 25 миллиардов гривень НДС", — объяснил Любченко.
А ведь это еще без учета других — и "относительно честных", и "откровенно криминальных" — способов "нагреть" на налогах государство. К примеру, так называемой «оптимизации» (дробления крупного бизнеса на ФЛП), о чем не раз писал Укринформ, и контрабандные схемы и схемы "черного" экспорта зерна, купленного за наличные, манипуляции с акцизом, и многие другие махинаций. О борьбе с которыми говорят десятилетиями. Но для избежания таких "траблов" сделано еще мало.
Среди (относительных) позитивов — разве что внедрение уже упомянутой системы электронного администрирования НДС и введение кодов УКТ ВЭД (Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности) в налоговые накладные. Благодаря публичному реестру у плательщиков есть больше информации о прохождении своих заявок, что снизило коррупционные риски при возмещении НДС. И в объемах возврата фиктивного налога это также положительно (для государства) сказалось. Финансовый эффект — несколько миллиардов гривень ежегодно. Но действующие схемы все равно наносят ущерб на десятки миллиардов… Что с этим делать?
Изменится ли “сумма” от перемены начальства в Налоговой?
Игорь Уманский
Напомним, в апреле Игорь Уманский рассказал о возможной коррупции в налоговой службе. Чиновники якобы "прикрывают" схемы, по которым бюджет ежемесячно недополучает по 5 миллиардов гривень. После этих резонансных заявлений в парламенте создали Временную следственную комиссию (по вопросам расследования обнародованных в СМИ фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов государственной власти, которые привели к значительным потерям доходной части Государственного бюджета Украины), а руководитель офиса президента Андрей Ермак пригласил Уманского быть своим советником . По словам Ермака, его возмутила информация о коррупционных схемах на таможне и в налоговой. И именно сохранением таких схем в Правительстве объяснили увольнение 24 апреля председателя Государственной налоговой службы Сергея Верланова. Которое неоднозначно восприняли в политикуме и в экспертной среде.
Позже информацию о существовании "скруток" и других схем минимизации налогов подтвердили и новый глава ведомства Алексей Любченко, и министр финансов Сергей Марченко, и другие должностные лица. А Временная парламентская следственная комиссия в начале июня приняла решение передать материалы по фактам формирования "схемного" налогового кредита правоохранителям. Государственную налоговую и государственную фискальную службы Украины обязали на основании материалов ВСК провести служебное расследование и доложить об их результатах.
"Эксперты ВСК проанализировали данные Единого реестра налоговых накладных с октября 2019-го по март 2020 года. Результаты показали, что система автоматизированного мониторинга рисков ГНС не обеспечивает надлежащего контроля за формированием фиктивного налогового кредита — из-за грубых нарушений со стороны должностных лиц ГФС, ГНС в части отработки рисковых налогоплательщиков", — отмечается в материалах комиссии. По ее данным, ежемесячно в "скрутках" участвуют от 100 до 200 налогоплательщиков, которые подменяют номенклатуру товаров. Сумма фиктивного НДС, которая таким образом генерируется плательщиками, в среднем составляет 2,5 млрд гривень в месяц. И эта цифра, говорят, не окончательная…
Сергей Марченко
Хотя в начале июля министр финансов Сергей Марченко отчитался: "За последние два месяца удалось "сломать" схемы "скруток" и решить другие проблемы с фиктивным налоговым кредитом. Июньского перевыполнение плана бюджета в 6,4 миллиарда гривен достигли именно благодаря этому". По словам министра, остановить утечку средств из налоговой удалось благодаря повышению прозрачности и подотчетности работы налоговых органов, кадровой ротации, совершенствованию организационной структуры ГНС, улучшению качества сервисов, которые предоставляют налогоплательщикам. И "сами налоговики изменили подход к работе. Сейчас — акцент на аналитической составляющей: соблюдение риск-ориентированного подхода позволяет работать на опережение, а не с последствиями", — подытожил Марченко.
Между тем Государственное бюро расследований периодически отчитывается о проведенных в служебных помещениях региональных подразделений ГНС обысках и об обнаружении новых нарушителей и нарушений.
Впрочем, по оценкам экспертов, говорить об окончательной победе над "скрутками" еще рано. Мол, измерить эффективность борьбы с такими схемами можно не объемами бюджетных поступлений, а существенным повышением стоимости услуг по организации "скруток". Это означает, что "скрутчикам" действительно "прищемили хвост", риски их разоблачения (и наказания) существенно выросли. А значит, будет и меньше желающих рисковать и пользоваться их услугами. Потому что бизнес будет бояться разоблачения. Да и финансово овчинка уже не будет стоить выделки.
Даниил Гетманцев
Еще более важная задача — изменить менталитет отечественного бизнеса. Ведь существование "скруток", к примеру в соседней Польше, невозможно. Местные предприниматели не хотят рисковать, потому что им гораздо выгоднее быть честными с государством. К тому же, как это пафосно для нас ни звучит: они чувствуют социальную ответственность перед государством и обществом. По словам же Данила Гетманцева, уклонение от налогообложения, к сожалению, является частью нашей культуры. "Проблема, которая пронизывает все общество от чиновника до бизнесмена, от агрария до офисного работника. Она — это тот спрос, который порождает различные способы уклонения от налогообложения в стране, где такое уклонение стало одним из самых прибыльных видов деятельности после торговли наркотиками", — считает парламентарий.
Опять вопрос: что с этим делать? Но на него никто не может дать однозначный ответ вот уже почти 30 лет украинской независимости…
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ